Image default
Новости Политика

Расширение границ НАТО: что ожидает Латинскую Америку?

Кризис «левых» режимов в Латинской Америке сразу внёс несколько тем в современную международную повестку дня. Из них одной из самых обсуждаемых остаётся роль США в регионе, а также как следствие вытекает дискуссия о функции Организации Североатлантического договора в латиноамериканских странах. Готово ли НАТО к расширению партнёрских отношений в Латинской Америке? Как такая перспектива сможет отразиться на протекающих региональных процессах?

4 апреля в интервью информационному агентству «Reuters» генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг (норв. – Jens Stoltenberg) перед совещанием блока на уровне министров в Вашингтоне заявил, что Североатлантический альянс заинтересован в развитии партнёрских отношений с латиноамериканскими государствами. Генсек НАТО подчеркнул, что участники Альянса готовы рассмотреть возможности и пути для установления связей со странами Латинской Америки, что в будущем поможет создать прочную основу для тесного практического и политического взаимодействия.

trump latin america

Стоит напомнить, что на сегодняшний день официальным единственным партнёром Альянса на материке является Колумбия, хотя Дональд Трамп (англ. –Donald John Trump ) 19 марта текущего года в ходе официального визита Жаира Болсонару (порт. – Jair Messias Bolsonaro) в США и допустил, что Бразилия сможет стать следующим «партнёром» блока. Однако, многие международные обозреватели склоняются к тому, что бразильское государство имеет очень отдалённые перспективы войти в НАТО в этом качестве, ведь для этого потребуется согласие более двадцати европейских в основном союзников, среди которых даже менее драматический процесс расширения Альянса внутри Европы вызвал раскол. Для присвоения статуса «партнёра» НАТО необходимо согласие всех 29 стран, входящих в данный блок. Поэтому Трамп не зря в ходе официального визита Болсонару в Вашингтон заявил, что для присвоения Бразилии статуса «партнёра» НАТО в регионе, ему придётся «поговорить» со многими людьми.

В своём апрельском интервью Йенс Столтенберг не стал упоминать о намерении «хозяина» Белого Дома включить Бразилию в список самых явных кандидатов на место в Трансатлантическом альянсе. Отвечая на вопрос журналистов, сможет ли Бразилия стать членом блока, Генсек дал отрицательный ответ. Ведь, согласно Уставу НАТО, «партнёры» Альянса не являются его членами. По словам Столтенберга,участники блока работают в очень тесном сотрудничестве с такими «партнёрами», как практическом, так и политическом, и это очень хороший способ укрепить сотрудничество между НАТО и странами, которые не являются членами Альянса. В число других «глобальных партнёров НАТО» входят такие страны, как Афганистан, Ирак, Япония, Южная Корея, Монголия и Пакистан. Столтенберг заметил, что НАТО сможет изучить возможность присвоения другим латиноамериканским странам статуса «партнёров» Альянса по примеру Колумбии.  Присвоение статуса «крупного союзника, не входящего полноправно в НАТО» означает повышение статуса государства для участников блока, что может дать стране преференции в плане закупок американской военной техники и технологий.

Обращаясь к исторической панораме отношений государств Латинской Америки с Организацией Североатлантического Договора, стоит вспомнить, что до 2017 года блок не имел «партнёров» среди латиноамериканских стран, затем в 2017 году первым союзником в регионе стала Колумбия. В 2017 году колумбийское правительство добилось Соглашения о том, чтобы стать единственным латиноамериканским государством, присоединившимся к НАТО в качестве такого «глобального партнёра». Данный статус ниже статуса «союзника», что означает, что страна не обязана участвовать в коллективных военных действиях. При этом статус «союзника» Вашингтона вне НАТО, о котором упомянул Трамп на встрече с Болсонару, может быть предоставлен исключительно решением американских властей. Этой «привилегии» могут добиться такие государства, которые не входят в Североатлантический альянс, но систематически участвуют в совместных с США действиях в военной сфере: учениях, контртеррористических операциях, научно-оборонных разработках и др. В настоящее время основным «союзником» США вне НАТО в регионе Латинской Америки является только Аргентина. Аргентинскому государству был присвоен этот статус в 1998 году.

otan

По мнению авторитетных политических экспертов, такое приглашение латиноамериканских государств к тесному сотрудничеству с НАТО станет новой вехой в истории Альянса, ведь тогда блок превратится в более «проамериканский», не будет расширяться исключительно благодаря европейским странам и, возможно, будет быстрее и увереннее применять силу. Некоторые представители ведущих латиноамериканских СМИ полагают, что Белый Дом намерен усилить свои позиции не только в Латинской Америке, но и в Азии и на Ближнем Востоке, что сможет гарантировать США глобальное лидерство. При таком сценарии, НАТО будет использоваться как главный инструмент для достижения этой цели.

Сегодня правительство США стремится к тому, чтобы все их союзники выступали единым фронтом. Однако, внутри самого Альянса сейчас нет единодушия. Франция и Германия поставили вопрос о создании единых европейских вооружённых сил, Вашингтон никак не может наладить конструктивный диалог с Турцией. Следуя согласно этой логики, чем больше в НАТО проамерикански настроенных стран, тем сильнее голос Белого Дома в Альянсе.

При таком раскладе, что Бразилии, как и Колумбии удастся достигнуть статуса «глобального партнёра» НАТО, благодаря этим латиноамериканским государствам США получат дополнительную военную поддержку. Кроме того, скорее всего этих новых партнёров будет проще убедить принять участие в боевых действиях, чем европейские страны. Некоторые международные обозреватели склоняются к тому, что при таком развитии ситуации, возможны и совместные манёвры со странами Альянса, например, американо-бразильские или американо-колумбийские учения на границе с Венесуэлой.

Тем не менее все аналитики сходятся в одном, что Вашингтон намерен расширить присутствие НАТО в латиноамериканских государствах для того, чтобы лучше контролировать этот регион. Сейчас Альянс активно используется как главный инструмент в противостоянии Вашингтона с официальным Каракасом. В свою очередь, для Колумбии процесс получения статуса «глобального партнёра» НАТО был запущен в 2017 году и завершён в мае 2018 года, в разгар конфликта с соседней Венесуэлой, где в том же месяце прошли президентские выборы, на которых победу одержал Николас Мадуро (исп. – Nicolás Maduro Moros). Результаты народного волеизъявления Колумбия тогда не признала. В феврале 2019 года Колумбия и Венесуэла официально разорвали дипломатические отношения. Как полагают эксперты, за этим решением тогда тоже «стоял» Белый Дом. Таким образом, Вашингтон  будет последовательно проводить политику по продвижению своих интересов через Альянс на страны Латинской Америки.

You may also like

guest

0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments

By using our website you're confirming that you're happy to accept our use of cookies, IP adresses and other data to help us make the site more convenient for you. OK Read more

56296633
UA-134371625-1