Image default
Новости Культура

Фильм “Рома” – оскароносный артхаус Альфонсо Куарона, который стоит посмотреть снова

Фильм “Рома” мексиканского кинорежиссера Альфонсо Куарона в 2019 году получил три премии Американской академии кинематографических искусств и наук из десяти номинаций, включая номинацию в категории “Лучший фильм”, что сделало его первым в истории испаноязычным фильмом, претендовавшим на Оскар в этой категории.

Кадр из фильма
Кадр из фильма “Рома”

Картина “Рома”, впервые представленная в 2018 году, стала настоящим откровением мексиканского кинорежиссера Альфонсо Куарона, всемирно известного по работе над фильмами “Гравитация”, “Дитя человеческое” и “Гарри Поттер и узник Азкабана”. Фильм “Рома” ­— это исключительно автобиографичное кино и история одержимости Куарона, который выступил в проекте не только режиссером и продюсером, но и оператором и автором сценария.

“Есть такие периоды в истории, которые оставляют шрамы на всем обществе, и такие моменты в жизни, которые преображают каждого в отдельности”. — Слоган фильма

Идея создания фильма вынашивалась Куароном долгие годы, но, как утверждает сам автор, только в 2016 году в его распоряжении появились подходящие технические возможности и, что более важно, достаточные эмоциональные ресурсы для осмысления собственного детского опыта и трансформации его в очень интимную историю одной мексиканской зажиточной семьи, запечатленную глазами их прислуги. По признаниям Альфонсо Куарона, источником вдохновения для сценария послужила Либория Родригес, няня кинорежиссера, которая заботилась о нем в детстве и стала ему второй матерью.

Права на распространение киноленты были выкуплены сервисом Netflix. Как следствие, на больших экранах фильм исключительной кинематографической виртуозности, снятый с поразительной визуальной тщательностью на 65-миллиметровую цифровую камеру, был представлен в ограниченном прокате. Известно, что весной 2019 года по личной просьбе Альфонсо Куарона, который захотел показать киноленту российским режиссеру Андрею Звягинцеву и оператору Михаилу Кричману, в Москве был организован закрытый показ. Но без широкого проката многие российские зрители упустили эту знаковую картину из виду. Пандемия COVID-19, повысившая популярность стриминговых сервисов, оказалась как нельзя кстати и способствовала росту интереса к фильму, удостоенному трех премий Оскар (2019), двух Золотых глобусов (2019), четырех призов Британской академии (2019), Премии Гойя (2019) и Венецианского Золотого льва (2018).

Это настоящее фестивальное кино, попадающее в категорию артхауса. Его не стоит смотреть ради того, чтобы отвлечься от забот – не получится. Напротив, мастерство Куарона способно погрузить вас в самую глубину социальной драмы, обеспечить эффект присутствия, ломая “четвертую стену” и делая вас частью кинематографической реальности. Получить от этого удовольствие можно, лишь приняв правила игры.

Фильм «Рома» — это очень личное, даже интимное, повествование, язык которого универсален до обыденности. Насыщенные деталями черно-белые кадры — дань уважения кинематографу 1960-х гг. и мощный художественный прием, раздвигающий границы времени и пространства, — плавно выстраивают перед зрителем сложную сюжетную архитектуру, основанную на контрастах. А лишенная сентиментальности череда будничных эпизодов позволяет передать то восприятие времени, которое в XXI века уже утрачено.

Действие фильма разворачивается в начале 70-х гг. ХХ века в Мехико. В центре сюжета – одна из семей зажиточного района мексиканской столицы – Колонии Рома, где Альфонсо Куарон провел свое детство. Главная героиня – мечтающая о любви молодая служанка миштекского происхождения, Клео, чья жизнь полна хлопот, выступает связующим звеном между благополучной жизнью семьи, на которую работает, и внешним миром. Ее личная драма наслаивается на быт и взаимоотношения в семье. Нарастание взаимозависимости между этими параллельными мирами, разделенными сложными социально-иерархическими и расовыми условностями, постепенно обнажает в одной и другой реальности глубокие трещины, сквозь которые проступает социально-политическая напряженность мексиканского общества. А кульминационные моменты из жизни главных героев совпадают с расстрелом студенческой демонстрации в Мехико в июне 1971 года.

Миштеки (исп. Mixtecos) — один из коренных народов Мексики. Исторически проживали в горном регионе, расположенном между тремя современными мексиканскими штатами – Герреро, Оахака и Пуэбла. История народа миштеков насчитывает несколько столетий. Миштеки говорят на множестве диалектов миштекского языка. По некоторым оценкам, численность этой этнической группы в Мексике достигает 500 тыс. чел.

“Я не собирался снимать ностальгический фильм, романтизирующий прошлое.  Я хотел взглянуть на него с точки зрения настоящего, и для этого мне нужно было исследовать период, который оставил шрам на мне, моей семье и моей стране”. — Альфонсо Куарон

Особую актуальность кинолента приобретает благодаря сложным образам центральных женских персонажей, которые составили эмоциональную основу фильма. Автор стремился воспеть образ матери и образ няни, сыгравших решающее значение в его формировании. Работая над сценарием, Куарон провел долгие часы беседуя с Либорией, чтобы лучше понять ее опыт и выразить ее переживания. А затем последовал долгий поиск подходящих исполнительниц, которые должны были не просто быть убедительны в своей роли, но сохранять в кадре непосредственность и человечность, ничем не отличаясь от реальных людей.

Марина де Тавира, известная режиссеру по работе в мексиканской киноиндустрии, сразу была приглашена на роль матери семейства. Но найти кого-то на роль няни оказалось непросто. Поиски заняли почти год, Куарон рассмотрел тысячи кандидатур прежде, чем нашел актрису на роль Клео.

Ялица Апарисио родом из Тласиако, штат Оахака никогда не мечтала об актерской карьере и даже не знала о том, насколько важной фигурой в мире кино является Альфонсо Куарон. Как говорила Ялица в одном из интервью, она и ее родители настороженно отнеслись к участию в кастинге, потому что опасались, что это может быть связано с торговлей людьми. Но девушка решила рискнуть и покорила режиссера своей искренней простотой.

Стремясь создать гиперреалистичный портрет своих воспоминаний, Куарон вел съемки в хронологическом порядке, рассказывая актерам только то, что они должны знать для работы над конкретными сценами. В результате, прописанные сценарные диалоги наполнились жизнью и актерской импровизацией. Добавим к этому настоящее звучание Мехико, ведь голос улиц тоже отчетливо слышен в кадре, как и оригинальный миштекский язык, который Ялице Апарисио пришлось выучить для съемок.

Тонкая операторская работа позволила Куарону сохранить единый визуальный стиль и сгладить жесткость отдельных образов, придав им нарочитую идеалистичность. При всей созерцательности кадра, камера неотступно следует за персонажами, создавая свой особый динамизм, причем и дом, и его обстановка тоже играют свою роль, зачастую особенно выразительную в своей бессловесности, как и многие другие элементы композиции.

Воссоздать атмосферу своего детства в мельчайших деталях было особенно важно, поэтому кроме аутентичного звучания и медитативного ритма съемочная группа кропотливо подбирала вещественные артефакты для кадра: большая часть реквизита – оригинальные предметы мебели и быта, позаимствованные у родственников и знакомых. Для съемок даже был выстроен один из перекрестков города таким, как его сохранили воспоминания режиссера.

Каждая деталь фильма наполнена чувством и трепетом, ничто не вызывает равнодушие автора, и зритель, в свою очередь, не может остаться равнодушен. Но это кино не подходит для развлечения. Оно глубоко символично и требует от зрителя большой эмоциональной и интеллектуальной работы. Эта картина – мозаика метафорических образов, разгадать которые невозможно, не заполнив авторские паузы субъективными эмоциями зрителя. Только так фильм обретает свою целостность. Конечно, мексиканскому зрителю несколько проще уловить социально-политический контекст, но прелесть фильма “Рома” в том, что его визуальный язык универсален.

«По мере того как я смотрела фильм больше раз, я начала замечать больше деталей, упущенных при первом просмотре, элементы, которые скрываются на заднем плане. Также я уловила юмористические моменты, которые поначалу не заметила». — Ялица Апарисио

Если вы пропустили эту жемчужину мирового кинематографа, то искренне желаем вам хорошего просмотра! Но даже если вы уже успели посмотреть фильм “Рома”, найдите время и соответствующее расположение духа, чтобы пересмотреть его снова. Независимо от вашей первой реакции вы наверняка откроете в нем нечто новое. Особенно, если прежде познакомитесь с документальной кинолентой “Дорога к фильму “Рома”, вышедшей в начале 2020 года, где Альфонсо Куарон размышляет о своем детстве, а также поясняет некоторые творческие решения, нашедшие применение в  работе над фильмом “Рома”.

You may also like

guest

0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments

By using our website you're confirming that you're happy to accept our use of cookies, IP adresses and other data to help us make the site more convenient for you. OK Read more

56296633
UA-134371625-1