18 сентября в Мексике состоялся долгожданный саммит Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК) – предыдущая встреча такого уровня была в 2017 году.
Интерес к мероприятию подогревался на протяжении нескольких недель, и главную роль в этом играла Мексика, исполняющая функции временного председателя блока. Другие участники, прежде всего, наиболее «антиимпериалистические» Венесуэла, Куба и Боливия тоже не упускали возможности противопоставить латиноамериканскую организацию панамериканской ОАГ, используя привычную антиамериканскую риторику.
СМИ в очередной раз активно тиражировали сообщения о том, что грядущий саммит предложит альтернативу ОАГ. Но революции, как водится, не случилось. Судьба ОАГ ожидаемо не стояла на повестке дня. Разве что президент Боливии, Луис Арсе, выступил с резкой критикой ОАГ, назвав ее «неэффективной», «устаревшей» и «не отвечающей ни потребностям государств, ни принципам многосторонности».
Но даже если предположить, что будущее ОАГ могло бы зависеть от политического решения государств Латинской Америки, чей совокупный вклад в бюджет ОАГ все еще составляет менее 20%, для таких амбициозных задач все равно потребовалось бы единство, которого в регионе нет и в помине. Достаточно взглянуть лишь на самые яркие примеры региональных противоречий.
Во-первых, Бразилия, крупнейшая экономика региона, в 2020 году приостановила свое участие в СЕЛАК.
Во-вторых, правительственный кризис в Аргентине (третьей экономики региона) существенно осложнил участие страны в работе организации и непосредственно во встрече на самом высоком уровне. Теперь уже экс-министр иностранных дел Аргентины Фелипе Сола о своей отставке узнал уже в Мексике, куда приехал с намерением продвигать кандидатуру Аргентины (кстати, единственную предложенную) в качестве временного председателя СЕЛАК. В итоге делегацию страны на саммите возглавил замминистра по Латинской Америке.
В-третьих, участие глав Венесуэлы и Кубы во встрече вместо того, чтобы сблизить позиции региональных правительств, имело едва ли не обратный эффект. Именно присутствие президента Венесуэлы Николаса Мадуро и президента Кубы Мигеля Диаса-Канеля стало официальным основанием отказа президента Бразилии Жаира Болсонару от приглашения на саммит. По тем же соображениям на встречу не приехал президент Колумбии Иван Дуке, чье правительство отвергло участие в VI саммите СЕЛАК режима Мадуро, как не соответствующего демократическим принципам и нарушающего права и свободы граждан Венесуэлы.
Президент Парагвая, Марио Абдо, непосредственно в ходе заседания счел необходимым подчеркнуть, что его «присутствие на этом саммите ни в каком смысле и ни при каких обстоятельствах не означает признание правительства господина Мадуро…».
Не менее решительно осудил положение в области прав человека в Венесуэле, на Кубе и в Никарагуа президент Уругвая Луис Лакалье Поу.
Несмотря на этот контекст, на VI саммите СЕЛАК вновь прозвучали громкие призывы к всеобъемлющей региональной интеграции.
Президент Мексики, Андрес Мануэль Лопес Обрадор, так начал свое выступление: «СЕЛАК в эти времена может стать главным инструментом для укрепления отношений между странами Латинской Америки и Карибского бассейна, а также для достижения идеала экономической интеграции с США и Канадой в рамках уважения наших суверенитетов, то есть средством создания на американском континенте чего-то похожего на то, чем было экономическое сообщество, породившее нынешний Европейский Союз».
Этот «идеал», по его мнению, достижим при соблюдении трех условий:
1. Невмешательство и самоопределение народов, сотрудничество в целях развития и взаимопомощь в борьбе с неравенством и дискриминацией.
2. Торгово-экономическое соглашение с США и Канадой, направленное на укрепление внутриконтинентального рынка и стимулирование регионального производства.
3. «Производственная интеграция с социальным измерением», предполагающая инвестиции со стороны США и Канады в целях развития континента.
Оставляя за скобками тот факт, что выдвижение подобных инициатив, подразумевающих активное участие США и Канады, выглядит несколько неуместно и преждевременно, даже с учетом исторической роли посредника, которую Мексика всегда стремилась выполнять в отношениях между США и странами Латинской Америки, следует отметить, что и на уровне латиноамериканского региона столь амбициозная интеграция на текущем этапе представляется утопичной. Ведь если президенты крупнейших экономик региона (кроме Мексики – Бразилия, Аргентина, Колумбия и Чили) на саммите даже не присутствовали, кому предложение адресовано?
Но надо отдать должное мексиканскому президенту. Андрес Мануэль Лопес Обрадор на заключительном этапе председательства Мексики в СЕЛАК заметно активизировал усилия по возрождению увядшего интеграционного проекта. А то временами закрадывалась мысль, что поддержанием жизнеспособности СЕЛАК Латинская Америка обязана Китаю, щедро субсидирующему многочисленные инициативы по линии форума Китай–СЕЛАК. Кстати, председатель КНР Си Цзиньпин принял участие в саммите по видео связи и высоко оценил региональные достижения в области интеграции.
При этом нельзя не заметить, что пик мексиканских усилий пришелся на период после промежуточных выборов, где правящая коалиция, сохранив большинство, уступила значительное число депутатских мест оппозиции, утратив необходимое для внесения поправок конституционное большинство. На этом фоне стремление восстановить региональные позиции Мексики, как минимум взяв на себя лидерство среди «левых» режимов Латинской Америки, выглядит вполне закономерно. Это обстоятельство лишний раз подчеркнули слова президента Венесуэлы, заявившего по возвращении с полей саммита: «Мексика приняла нас, как детей».
Между тем, регион сейчас настолько фрагментирован, что деление на «левых» и «правых» кажется особенно неуместным, ведь противоречий внутри двух этих условных лагерей едва ли не больше, чем между ними.
Достаточно отметить, что живее всех на амбициозное предложение Мексики откликнулся президент Эквадора, миллионер и консерватор Гильермо Лассо, активно продвигающий идею присоединения Эквадора к Тихоокеанскому альянсу. «Все наше общее прошлое будет бесполезным, если у нас не будет общего будущего, и это общее будущее строится только за счет свободы наших граждан открывать новые рынки», – отметил Лассо.
В то же время «левое» правительство Даниэля Ортеги в Никарагуа назвало «инструментом североамериканского империализма» «левое» правительство Альберто Фернандеса в Аргентине, обвинив его во вмешательстве во внутренние дела и отказываясь поддержать кандидатуру Аргентины в качестве временного председателя СЕЛАК.
Конечно, сущностно предложение Андреса Мануэля Лопеса Обрадора имеет небольшую ценность в контексте крайней поляризации региона. Однако Мексика предложила странам-членам СЕЛАК не только известную долю популизма, но и ряд конструктивных проектов, нашедших отражение в итоговой декларации VI Саммита СЕЛАК. А именно:
– Расширение международного сотрудничества в целях укрепления производственного потенциала и соответствующей инфраструктуры для в регионе производства вакцин, лекарств и товаров медицинского назначения.
Саммит СЕЛАК единогласно принял рекомендации ЭКЛАК по усилению самодостаточности региональной системы здравоохранения, предполагающие, в том числе создание аналога Европейского агентства лекарственных средств, развитие региональной платформы клинических испытаний, создание регионального механизма закупки вакцины (вместо не оправдавшего себя COVAX).
Борьба с коронавирусом – одна из тем, определявших повестку СЕЛАК на протяжении многих месяцев: встречи министров СЕЛАК, сотрудничество ведущих исследовательских центров региона для кооперации по разработке вакцины и различных нормативных и технических аспектов, встречи экспертов по проблемам мониторинга, работа специализированных институтов. В рамках форума Китай–СЕЛАК борьбе с COVID-19 также уделялось значительное внимание.
– Создание фонда СЕЛАК для комплексного реагирования на стихийные бедствия в регионе, размер которого на начальном этапе составил 15 млн долларов.
– Продвижение единой позиции на Конференции государств-участников ООН по изменению климата (COP26).
– Утверждение устава Космического агентства Латинской Америки и Карибского бассейна. Теперь 9 существующих в регионе космических агентств приступят к совместной работе, усиливая исследовательский потенциал и сокращая издержки.
Эти вполне конкретные достижения можно записать на счет Мексики. Свидетельством высокой оценки ее вклада является и тот факт, что срок ее временного председательства продлен еще на год.
Хотя, конечно, не последнее значение в этом сыграли и кризис, ограничивший возможности потенциальных кандидатов на почетную должность, и внутри блоковые противоречия, которые, с одной стороны, создают особую необходимость в преемственности, а с другой, не позволяют содержательно подойти к решению насущных проблем, в частности, острейшей проблемы миграции.
И в заключении, при всем своем значительном потенциале, институциональная слабость СЕЛАК подчиняет траекторию ее развития конъюнктурным факторам. Пока это обстоятельство остается неизменным, жизнеспособность СЕЛАК будет оставаться под вопросом. И, похоже, единственный государственный лидер, готовый признать это публично, – выдвинувший предложение о создании новой институциональной структуры и генерального секретариата СЕЛАК Николас Мадуро.