Фото: HispanTV
30.10.2017
Прошедшая неделя ознаменовалась заявлением обеих сторон о готовности подписать соглашение, призванное отсрочить выплаты, разделив платежи на две части и предоставив Каракасу льготные условия для первого этапа погашения долга.
Эту новость нельзя назвать сенсационной – о намерении российского Минфина пересмотреть часть долговых обязательств Венесуэлы в размере $1 млрд стало известно в начале октября, за несколько дней до официального визита венесуэльского президента Николаса Мадуро в Москву. Заявленное участие Мадуро в Российской энергетической неделе-2017 явно не было основным поводом этой поездки – с учетом катастрофического положения страны, продолжающей погружаться в пучину кризиса на фоне политического раскола и экономического упадка, главные цели Мадуро были реализованы в ходе встречи с Владимиром Путиным 4 октября.
В условиях неотвратимого приближения платежей по обязательствам, неисполнение которых грозит стране дефолтом и полным прекращением нефтедобычи, балансирующее на грани правительство Мадуро отчаянно нуждалось в отсрочке других частей своего внешнего долга. И российская сторона с готовностью протянула Венесуэле эту «спасительную соломинку» – спустя десять дней после визита венесуэльского главы государства министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что проект соглашения уже подготовлен: «Мы в целом с министерством финансов такие условия выработали. Если венесуэльская сторона быстро сможет парафировать эти соглашения, есть все основания, действительно, до конца текущего года договориться и подписать условия реструктуризации».
Состояние венесуэльской экономики отнюдь не располагало к долгим размышлениям, и 27 октября обе стороны выступили с заявлениями о том, что предварительные условия реструктуризации долга были согласованы. По словам посла Венесуэлы в России Карлоса Рафаэля Фариа Тортосы, 23-24 ноября состоится заседание межправительственной комиссии, в ходе которой договор будет подписан.
Новость об успешном исходе российско-венесуэльских переговоров знаменательна не столько ее содержанием, сколько контекстом: она появилась в день, который имел все шансы стать венесуэльской «черной пятницей». На 27 октября был назначен один из двух платежей по обязательствам государственной нефтяной компании PDVSA, не подлежащих отсрочке – в случае неуплаты $842 млн аналитики в один голос предрекали объявление дефолта по требованию инвесторов. Их прогнозы выглядели крайне правдоподобно в свете уклонения Венесуэлой от выплат на общую сумму $586 млн только в этом месяце, а также упорного молчания представителей PDVSA относительно планируемого транша.
Вопреки ожиданиям, в назначенный день компания заявила о выполнении своих обязательств, «несмотря на экономическую войну, которую ведут против нас США». Каким образом PDVSA изыскала средства для этого платежа? Однозначного ответа на этот вопрос нет, эксперты предполагают, что для этого Венесуэле пришлось ликвидировать часть золотых запасов и просрочить ряд предыдущих платежей, имеющих льготный период. Некое пространство для маневра компании также мог дать облигационный своп, который произошел 24 октября 2016 г. и позволил перенести часть выплат в размере $2.8 млрд с 2017 на 2020 г. (к этому времени сумма долга возрастет до $3.4 млрд).
Погашение крупной задолженности PDVSA и решение о реструктуризации обязательств перед Россией могли бы означать частичное восстановление контроля над ситуацией, если бы на 2 ноября не был назначен второй «неотложный» платеж в размере $1,2 млрд, который вновь неумолимо ставит Венесуэлу под угрозу полной остановки стратегически важной нефтяной промышленности вследствие краха компании.
Усилия президента Мадуро по высвобождению средств в сочетании с проведенным 27 октября платежом говорят о том, что венесуэльские власти не сдаются, в противном случае они бы объявили о несостоятельности PDVSA еще 27 октября. Если 2 ноября PDVSA погасит этот долг, то Каракас получит долгожданную передышку в изнурительной борьбе за выживание: следующие крупные выплаты ($756 млн) по обязательствам Венесуэлы и PDVSA должны быть осуществлены в апреле 2018 г.
Однако в долгосрочной перспективе эти меры лишь продлевают агонию венесуэльской экономики: очевидно, что рост «снежного кома» долгов и усугубление экономического кризиса невозможно остановить без колоссальных денежных вливаний извне и восстановления политической стабильности. Западные финансовые институты не станут оказывать помощь Венесуэле, пока правительство Мадуро находится у власти, а готовность немногочисленных союзников Венесуэлы на свой страх и риск инвестировать в страну на пороге дефолта и гуманитарной катастрофы можно поставить под сомнение.
Хотя одной реструктуризации долгов явно недостаточно для качественного смягчения долгового бремени Венесуэлы, действия России можно рассматривать как пример дружеского жеста и дальновидной внешней политики: нежелание идти на уступки Каракасу только ускорило бы коллапс венесуэльской экономики, который означал бы потерю как важного потребителя российской продукции, главным образом вооружения, так и всех инвестиций, уже вложенных в совместные проекты.