Снятый всего за восемь недель фильм «Шедевр» (исп. Mi Obra Maestra) аргентинского режиссера Гастона Дюпра (Gastón Duprat) хоть и не является шедевром мирового кинематографа, тем не менее заслуживает самого пристального внимания. Эта картина рассказывает на первый взгляд простую, но полную неожиданных поворотов и актуальную историю о том, как работает современный арт-рынок.
Как указывает режиссер, его фильм, прежде всего, об истории мошенничества в сфере искусства, но также и о дружбе. Причем что особенно приятно, эта история подана искренне и без тени морализаторства.
Сюжет фильма «Шедевр» разворачивается вокруг двух старинных друзей. Артуро Сильва (в исполнении Guillermo Francella) является успешным арт-дилером. Он держит галерею, где выставляет работы своего друга – Ренцо Нерви (Luis Brandoni), некогда легенды аргентинской живописи, чья слава осталась в далеких 80-х годах. Ренцо Нерви предстает перед зрителем в образе классического творца – вечно брюзжащего, эгоистичного, неряшливого, темпераментного и консервативного художника-мизантропа, которому нет дела до общественного мнения, ведь он ни за что на свете не готов поступиться своими принципами. А предприимчивый, энергичный и элегантный Артуро не оставляет попыток поправить финансовое и душевное состояние своего друга.
Сразу же стоит отметить прекрасный сценарий, над которым работал брат режиссера – Андрес Дюпра (Andrés Duprat), директор Национального музея изящных искусств, знакомый с миром искусства как никто другой. Мало того, что закулисье арт-бизнеса, несмотря на заметные упрощения, получилось изобразить весьма наглядно, так и сложные персонажи картины вышли особенно тонко, обретя невероятную убедительность в исполнении Луиса Брандони и Гильермо Франсельи, известного по работе в оскароносном фильме «Тайна в его глазах» 2009 года. В то же время интригующие сюжетные ходы, органично вплетенные авторами в канву повествования, заметно освежили сюжет.
Любителям красивой картинки тоже не о чем беспокоиться. Совершенно ненавязчиво оператору удалось запечатлеть особый характер космополитичного Буэно-Айреса, изысканную эстетику его галерейного мира и беспроигрышные панорамы бразильского Рио-де-Жанейро и аргентинской северной провинции Жужуй.
Искусство как идея
Тема искусства и взаимоотношений художника и его произведений не впервые возникает в работах Дюпра. В 2008 году появилась его концептуальная работа «Художник» – тоже, кстати, о мошенничестве в сфере искусства. В 2017 году в российский прокат вышла другая кинолента, «Почетный гражданин» (исп. El ciudadano ilustre), героем которой стал некий известный литератор, в своей собственной манере исследующий проблему творческого поиска. «Почетный гражданин» был особенно благосклонно встречен критиками и участвовал в Венецианском кинофестивале 2016, получив приз за лучшую мужскую роль.
Представленный во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля в 2018 году фильм «Шедевр» тоже заслужил множество положительных откликов, хотя и не был удостоен знаковыми наградами. В России фильм в 2019 году показали несколько десятков кинотеатров, где его посмотрели 12 тыс. зрителей.
Сказать по правде, из двух вышедших в нашей стране работ Дюпра, фильм «Шедевр», пожалуй, более удачен с точки зрения своей реализации. Обе сюжетные линии затрагивают любопытные темы, которые нечасто попадают в фокус кинорежиссеров, однако «Почетный гражданин» слишком затянут и уже потому скучен. Снятый почти как домашнее видео, даже несмотря на исключительно харизматичного главного героя, он кажется утомительным и перегруженным. Фильм «Шедевр», напротив, просто переполнен интереснейшими идеями, образами и аллюзиями, вместе с тем исключительно щепетилен с точки зрения визуальной композиции.
Фильм «Шедевр» – проводник в современное искусство Аргентины
Даже если вы уже видели фильм «Шедевр», предлагаем вам пересмотреть его вновь, приготовившись регулярно ставить воспроизведение на паузу, чтобы получше разглядеть десятки предметов современного национального искусства Аргентины, отыскать их в интернете и хотя бы очень поверхностно составить представление о многообразии и богатстве художественной жизни страны. Приведем лишь некоторые любопытные примеры.
Фильм открывается картиной «Северный пейзаж» (Paisaje Norte). Она была создана специально для съемок известным аргентинским живописцем – Германом Гаргано (Germán Gárgano). Разглядеть произведение поближе или познакомиться с другими работами автора можно на его официальном сайте.
Герман Гаргано был политзаключенным в годы диктатуры (1976–1983), а после освобождения, в 1982, вплотную занялся живописью. Его стиль очень выразительный, драматически интенсивный и страстный. Важную роль в его работах играет цвет, который художник не боится использовать для передачи самостоятельных смыслов.
Если вы бывали в Буэнос-Айресе, то могли видеть на одной из станций городского метрополитена Пуэйрредон (Pueyrredón) фреску «Святилище» работы Гаргано. В ней особенно чувствуется влияние его учителя Карлоса Горриарены (Carlos Gorriarena), чьи работы скрываются в фильме «Шедевр» за творчеством талантливого Ренцо Нерви.
Карлос Горриарена (1925–2007) считается одним из самых выдающихся аргентинских живописцев второй половины ХХ века. Он был активным политическим деятелем, членом коммунистической партии, который видел в живописи важный инструмент социальных преобразований. Его работы пронизаны сатирой и гротеском, они очень характерны и выделяются формой с размытыми и искаженными контурами, но главное, цветом. За использование исключительно яркой, контрастной палитры он прослыл «мастером цвета» и всегда призывал своих учеников искать свои собственные оттенки.
Кроме этой достаточно очевидной отсылки к фигуре Горриарены, авторы фильма использовали произведения и других аргентинских художников, заметить которые далекому от мира искусства (тем более аргентинского) зрителю может быть намного сложнее
Например, в кабинете Артуро две картины на стене за диваном – это диптих на дереве Эдуардо Иглесиаса Бриклеса (Eduardo Iglesias Brickles).
Бриклес (1944–2012) тоже уделял большое внимание политической проблематике в своем творчестве. Это вообще очень характерно для аргентинских художников, да и для аргентинского общества в целом, где политика – это такая же подлинная страсть как футбол. На художественном стиле Бриклеса, как он сам отмечал, отразилось влияние экспрессионизма, советских агитационных плакатов 1920-х годов, поп-арт и комиксы.
Для создателей фильма было особенно важно воссоздать атмосферу динамичной и провокационной арт среды. Поэтому одну из актуальных экспозиций в галерее Артуро посещает критик, давший отрицательную оценку работам Ренцо, но признавший творчество молодого художника Карлоса Эрреры (Carlos Herrera), чьи работы отнюдь не впечатляют самого Ренцо.
Кадр из фильма.
В другой галерее, где Артуро встречается со своей коллегой, проходит выставка работ Эдуардо Ступиа (Eduardo Stupía).
Ступиа – известный художник, переосмысливший графику и гравюру в духе постмодернизма. Критики отмечают в его картинах двойную перспективу: издалека полотна – не что иное, как графическая абстракция, но при детальном рассмотрении взгляд зрителя фокусируется на отдельных образах, которые во многом формируются субъективно, исходя из индивидуального социокультурного опыта.
Над черно-белыми полотнами Ступиа в кадре выделяется красочная геометричная работа в стиле абстракционизма, принадлежащая еще одному самобытному аргентинскому творцу – Тулио де Сагастисабалю (Tulio de Sagastizábal). К абстракционизму художник пришел в поисках свободы после нескольких лет занятий фигуративной живописью. Сам он называет свои картины «приостановленными образами», наполненными идентичностью.
В рабочем кабинете галеристки Дуду перед нами предстает еще большее число художественных произведений. Среди наиболее узнаваемых – уменьшенная копия скульптуры Леона Феррари (Leon Ferrari) «Западная христианская цивилизация» и «Pop Girl» Мартина ди Джироламо (Martin Di Girolamo).
Справа Мартин ди Джироламо, Pop Girl, 2007. Источник: Martin Di Girolamo.
Пожалуй, смотреть этот фильм в каком-то смысле – складывать пазл галереи шедевров, ведь кадры киноленты буквально снизу доверху заполнены десятками произведений искусства, которые невероятно увлекательно открывать для себя. И эта попытка авторов нести национальное искусство международной аудитории особенно вдохновляет.
Фильм «Шедевр» – полон достоинств. Он способен заинтересовать и вызвать теплую улыбку, оставив чувство приятного послевкусия, которого так часто не хватает после просмотра голливудских блокбастеров.