В ответ на санкции, начавшиеся в 2014 году в связи с украинскими событиями, Москва запретила импорт европейских и американских товаров и одновременно стремительно развернулась в сторону своих латиноамериканских партнёров, которые сразу же с энтузиазмом восприняли открывающиеся экспортные возможности, предвидя установление новых деловых контактов и увеличение товарообмена в связи с возрождением эпохи «холодной войны».
С момента введения санкций, Россия начала переговоры с правительствами ряда латиноамериканских стран о замещении тех продуктов, которые она запретила закупать в Европейском Союзе, США и других государствах, в частности, Австралии, Канаде и Норвегии, а именно: мясо, мясомолочные продукты, фрукты, овощи и морепродукты. Именно они и входят в основу статей латиноамериканского экспорта. За этот период времени товары из стран Латинской Америки заняли достойное место на российском продовольственном рынке, и правительства региона не собираются останавливаться на достигнутом и ставят новые цели и задачи, направленные на расширение экспорта в Россию. Стоит ли ждать увеличения разнообразия латиноамериканских товаров на российских прилавках? Какие страны Латинской Америки уже закрепились на продовольственном рынке в России?
Вице-министр внешней торговли и интеграции Боливии Вальтер Кларемс Эндара в мае 2017 года заявил о готовности правительства развивать экспорт боливийских товаров в Россию. Прежде всего, речь идёт о мясомолочных продуктах и фруктах. В середине апреля группа боливийских фермеров уже встречалась в Москве с российскими властями и бизнесменами. В рамках данной встречи удалось обсудить возможности экспорта тропических фруктов в Россию. Вице-министр отметил, что основными препятствиями для того, чтобы Боливия экспортировала свои товары на российский рынок являются санитарные требования, установленные Россией для импорта пищевых продуктов. В ближайшие несколько месяцев представителями боливийской власти и крупными предпринимателями запланирован ряд официальных визитов с целью разрешения всех технических аспектов, которые позволят продуктам из Боливии появиться на российском рынке.
Законодательный орган Эквадора поставил новую задачу на 2018 год – расширение экспортного предложения нетрадиционных продуктов в Россию через парламентскую группу дружбы и взаимной координации. После заседания в июне 2017 г. однопалатный парламент заявил о намерении работать над продовольственной политикой страны, одним из главных пунктов – продолжение экспорта товаров в Российскую Федерацию, закрепление на российском рынке и разработка стратегии открытия нового продуктового сегмента для поставок. До недавнего момента отношения между двумя государствами носили скорее исторический и политический характер. По заявлениям представителя министерства внешней торговли Хуана Карлоса Санчеса «ежегодный доход от экспорта товаров в Россию составил около 600 млн долларов», однако, главной целью на 2018 год является «усиление эквадорского веса на российском продовольственном рынке», поскольку Эквадор занимает второе место, после Бразилии, в коммерческом товарообороте с Россией. Президент Торгово-промышленной палаты Эквадора Патрисио Чавес также отметил, что Россия расположилась на первом месте по экспорту в её продовольственный сегмент свежего рыбного филе, цветов, а также единственным местом назначения тунца рода «thunnus». Но самым главным эквадорским товаром российского импорта остаются эквадорские бананы, 98,1% которых поступает из Андской страны, и, по данным отчёта парламентской группы банановая отрасль приносит доход двум миллионам человек, вовлеченных в разные этапы экспортной цепочки.
3 мая 2017 года делегация министерства сельского хозяйства Венесуэлы встретилась со своими коллегами в Москве для обсуждения ряда вопросов, направленных на развитие экспорта венесуэльских продуктов в Россию. Представители Венесуэлы вновь высказали заинтересованность в увеличении разнообразия товаров, поставляемых в Россию, в частности, цитрусовых, ананасов, бананов, манго, авокадо, какао и кофе. В ходе встречи были отмечены значительные результаты в продовольственном товарообмене между двумя странами. В течение 2017 года торговля между Россией и Венесуэлой выросла более чем в 40 раз по сравнению с 2016 годом. Российский экспорт увеличился более чем на 50%, а импорт из Венесуэлы – в девять раз. Основным продуктом, экспортируемым Россией в Венесуэлу в 2017 году, было соевое масло, на долю которого приходилось 96,3% от общего объема экспорта. Ранее оба государства подписали соглашение, регулирующее вопросы требований безопасности и фитосанитарных норм для экспорта пшеницы и производных от неё продуктов в Венесуэлу, данный документ «положил конец» препятствиям, с которыми сталкивались на венесуэльском рынке экспортёры российской пшеницы. Также на майской встрече было подтверждено намерение обеих стран расширять взаимные поставки сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров для того, чтобы увеличить продовольственный баланс российско-венесуэльского товарооборота.
Готовность российской стороны сотрудничать со странами Латинской Америки в продовольственной сфере, вновь подтвердило заявление директора латиноамериканского департамента МИД России А.В. Щетинина о том, что отношения России со всеми странами региона Латинской Америки – это отношения, основанные на беспроигрышной концепции, в независимости от политической ориентации, если эти государства высказывают свою готовность развивать сотрудничество с Россией. Российское правительство намерено продолжать полное укрепление отношений с латиноамериканскими государствами, принимая во внимание растущую роль этого региона на международной арене. Все показатели указывают на значительный рост торговых связей между Россией и странами Латинской Америки и Карибского бассейна. На крупнейшем в России и Восточной Европы международном форуме «Продэкспо», прошедшем с 5 по 9 февраля 2018 г. в г. Москве, который является самым авторитетным ежегодным событием в сфере продовольствия, были представлены товары из 10 стран Латинской Америки: Перу, Эквадора, Аргентины, Бразилии, Чили, Парагвая, Уругвая, Венесуэлы, Мексики и Доминиканской Республики.
В последние годы очевидно то, что российско-латиноамериканские связи укрепляются в нескольких направлениях. Открытым остаётся лишь вопрос, который ставят эксперты, анализируя российские интересы в Латинской Америке, и он очень конкретен: какие цели и внешнеполитические задачи преследует Россия в латиноамериканском регионе? Посылает сигнал США или просто осознаёт имеющийся в этих государствах потенциал возможностей, столь недооцененный Вашингтоном в последние десятилетия?