Для Латинской Америки 2018 год станет поворотным, ведь именно в этом году в ряде стран региона ожидается выборный супермарафон. В общей сложности более 350 миллионов человек придут на избирательные участки для того, чтобы выбрать представителей законодательной власти или президентов. Исследователи и аналитики прогнозируют так называемую высокую степень «турбулентности» в политической, экономической, социальной и других сферах жизни региона.
Такой избирательный «супермарафон» случается в Латинской Америке каждые 12 лет. С ноября 2017 г. по ноябрь 2019 г. президентские выборы пройдут в 14 латиноамериканских странах. Начало ему было положено выборами президентов Чили и Гондураса в конце прошлого 2017 года. Примечательно, что в течение первого полугода 2018 г. новых глав государств выберут сразу в первых двух (Бразилия и Мексика) и четвертой (Колумбия) экономиках региона.
Список предстоящих выборов весьма разнообразен. Президентские и парламентские выборы уже прошли 4 февраля в Коста-Рике. Затем, через месяц, 4 марта был выбран новый состав парламента Сальвадора. Колумбийцы выбрали новых депутатов 11 марта, а 27 мая и 17 июня им предстоит выбирать главу государства. На острове Свободы 19 апреля предстоит передача власти на Кубе. А через три дня после этого знаменательного события, 22 апреля пройдут выборы в Парагвае и Венесуэле. Стоит отметить, что в случае Парагвая, кроме президента, парагвайцы изберут и новый парламент. Календарным летом, 1 июля, состоятся президентские и парламентские выборы. А 7 октября замкнут избирательную «цепочку» выборы главы самого большого государства Южной Америки — Бразилии.
Согласно проведённому в 2017 г. исследованию Проекта по изучению общественного мнения в Латинской Америке (LAPOP) Университета Вандербильта, главной характерной чертой избирательного «супермарафона» является резкое снижение доверия к демократии и ее ведущим институтам власти по сравнению с началом 2000-х гг. Стоит отметить, и изменение «демократических» настроений в латиноамериканских странах. По данным авторитетной социологической компании «LatinoBarómetro», на данном этапе только 53% латиноамериканцев считают демократию лучшим политическим режимом. В сравнении с 1995 г., тогда её сторонников было на 10% больше. Причём, подобные тенденции характерны как в таких ведущих демократиях Латинской Америки, как Бразилии, Мексике и Колумбии, так и в странах с авторитарными режимами – в Венесуэле и на Кубе.
Известное американское рейтинговое агентство «Fitch Ratings» в своём докладе об уровне развития латиноамериканских стран отметило, что в данный момент ключевыми в жизни региона сейчас являются политические риски, а также то, что в течение 2018 года Латинской Америке будут угрожать серьезные экономические и политические угрозы. В связи с этим, выборы станут решающим показателем в оценке качества и прочности не только демократии в регионе, но и надежности всей латиноамериканской избирательной системы.
Таким образом, результаты «избирательного марафона» 2018 года станут ключевыми в определении тенденций во всей политической жизни региона на предстоящие 12 лет. Выборы отчётливо продемонстрируют, произойдет ли, в Латинской Америке «левый» ренессанс и очередное возникновение популизма. Для ряда стран, главным вопросом остаётся, выиграют ли умеренные «левые» силы стратегически важные выборы в Колумбии, Мексике и Бразилии? Или, наоборот, уставшие от веры в «левую» идею средние классы станут на сторону умеренных правоцентристских кандидатов? При таком раскладе случится консолидация так называемого «идеологического поворота», который взял свой старт после президентских выборов Маурисио Макри в Аргентине в 2015 году, Педро Пабло Кучински в Перу в 2016 году, который на данный момент ушёл в отставку по причине коррупционного скандала, и Себастьяна Пиньеры в Чили в 2017 году.
Разбирая избирательный «супермарафон», нельзя не коснуться темы влияния результатов латиноамериканских выборов в целом на мировые политические процессы. Ни одна страна региона не оказывает такого сильного влияния на США, как Мексика. Поэтому вполне оправданно, что в Вашингтоне, уже начиная с 2017 г., следят с пристальным вниманием за ситуацией. Будто охваченные «антироссийской истерией» американское руководство и их политтехнологи больше всего опасаются, что Россия сможет вмешаться в президентские выборы в Мексике для того, чтобы ещё больше накалить и без того высокий градус политического противостояния двух стран. Кстати, именно об этом открытым текстом упомянул на пресс-конференции в г. Мехико на тот момент ещё госсекретарь США Рекс Тиллерсон, совершивший в феврале большое «латиноамериканское» турне. Тиллерсон решил раскрыть главную тайну Кремля и поведал о «щупальцах» Москвы, которыми она влияет на выборные процессы на всей планете.
Ведущий аналитик самой влиятельной американской неправительственной организации, Совета по международным отношениям (CFR), Шэннон О’Нейл, отметил, что если Россия захочет по-настоящему навредить США и ослабить западный мировой порядок, то мексиканские выборы представляют для этого слишком лёгкую мишень. Ведь ни одна другая страна не оказывает на США такого сильного влияния, как её южный сосед. А присутствие российской разведки в стране ацтеков имеет долгую историю, уходящую ещё вглубь холодной войны.
Кстати, в рамках своего февральского латиноамериканского путешествия Тиллерсон неоднократно с тревогой отмечал постепенное восстановление и укрепление российского авторитета в Латинской Америке. Также в своих выступлениях и интервью он призывал руководство стран региона Латинской Америки бдительнее относиться к проискам Кремля и отстаивать демократические политические режимы.
Однако, в течение этого года, делая выбор, латиноамериканские избиратели будут руководствоваться не идеологическими соображениями и выступлениями ведущих руководителей США, а более земными проблемами. Как показывают многочисленные опросы общественного мнения, жители латиноамериканских стран повсеместно хотят, чтобы ими управляли так называемые «чистые» политики, не имеющие никакого отношения к коррупционным скандалам. Также, большую степень влияния на настроения латиноамериканцев оказывают проблемы безопасности. На сегодняшний день, Латинская Америка по-прежнему остаётся регионом, занимающим второе место (после Африки) в мире по уровню ежегодного количества убийств. Поэтому вполне естественным представляется то, что латиноамериканцы вряд ли будут голосовать за старые партии или кандидатов в президенты, которые могут поставить под угрозу вопросы безопасности и мирные процессы в таких странах, как, к примеру, Колумбия, где только в прошлом году закончилась полувековая гражданская война.