В начале июля новая волна скандала в «левом» лагере региона затронула Эквадор. 3 июля Суд страны принял решение о помещении под стражу экс-лидера, одного из идеологов «левого» поворота в Латинской Америке Рафаэля Корреа. «Отцы» регионального левого лагеря выступили единым фронтом и заступились за эквадорского экс-президента. Почему нынешний лидер Эквадора Ленин Морено призвал своего бывшего начальника, экс-главу государства, Рафаэля Корреа вернуться в страну и предстать перед судом? Как сторонники латиноамериканских «левых» идей переживают эквадорские события?
Мировая общественность узнала о стремительно развивающихся событиях в Эквадоре 18 июня, когда Национальный суд согласился включить Рафаэля Корреа в число обвиняемых по делу о похищении оппозиционного политика Фернандо Бальды. Судья Даниэлла Камачо постановила, что бывший глава государства до окончания процесса должен являться в суд каждые 15 суток, начиная со 2 июля. Тогда она неоднократно подчеркнула, что дипломатические представительства Эквадора за рубежом не могут в данном случае заменить расположенное в столице г. Кито здание суда. Такая ремарка была связана с тем, что Корреа в последние месяцы проживает в Бельгии, откуда родом его супруга.
Кто же такой Фернандо Бальда и почему, как полагают представители правосудия в Эквадоре, его похищение связано с бывшим лидером страны? Как утверждает Бальда, он пережил похищение во время поездки в Колумбию. По его словам за данным инцидентом стоят эквадорские спецслужбы и лично экс-президент Рафаэль Корреа, которые пытались устранить оппозиционного политика, имеющего влияние на эквадорский истеблишмент. Во время инцидента бывший депутат не пострадал: автомобиль, в котором его перевозили похитители, был остановлен и задержан колумбийской полицией.
В начале июля Судья Даниэлла Камачо по представлению прокуратуры вынесла вердикт в отношении дела экс-лидера Эквадора Рафаэля Корреа и выдала ордер на его арест. Ранее прокурор Пауль Перес попросил о предварительном заключении Корреа в связи с невыполнением им решения о периодическом появлении перед судом. 2 июля стало известно, что Корреа не выполнил постановление Национального суда, так как не предстал перед его сотрудниками в положенный срок. Вместо этого экс-лидер этой южноамериканской страны посещал консульский отдел посольства Эквадора в г. Брюсселе. По словам Корреа, как эквадорец, проживающий за рубежом и претендующий на обеспечение своих прав, он не обязан приезжать в суд на родину.
Судья распорядилась уведомить «Интерпол» посредством распространения «красного циркуляра» (международного ордера на арест) для поимки и экстрадиции бывшего главы государства. На данный момент «опальный» политик находится в Бельгии, где проживает долгое время его семья. Сам Рафаэль Корреа полагает, что привлечён к процессу без каких-либо доказательств. С самого начала он не раз заявлял, что не имеет отношения к случившемуся. Согласно его заявлениям, расследование является частью политического преследования со стороны новых властей Эквадора.
«Отцы» левого поворота в Латинской Америке выступили с поддержкой бывшего лидера Эквадора. Президенты Боливии и Венесуэлы в качестве протеста против судебного решения и его поддержки нынешним главой государства Морено выслали глав дипломатических миссий с территории своих государств. Николас Мадуро в своём аккаунте в Twitter однозначно прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Первой была Кристина (речь идёт о Кристине Киршнер, экс-президенте Аргентины). Затем – Лула (речь идёт об экс-лидере Бразилии – Луисе Инасиу Луле да Силва). Теперь – Рафаэль Корреа. Прекратите преследование подлинных лидеров нашей Америки. Боливарианская революция выражает солидарность с народом Эквадора и Корреа».
Всё больше сторонников «левых» в регионе заговорили о факторе Ленина Морено в Эквадоре, который, по их словам, пытается «убрать» всех соперников на своём политическом пути. 5 июля нынешний президент Эквадора дал продолжительную пресс-конференцию для представителей международных средств массовой информации. Морено подчеркнул, что с его приходом к власти Эквадор приобрёл независимое правосудие, которое функционирует автономно. По этой причине он призвал Рафаэля Корреа избавится от каких-либо опасений по поводу прибытия в Эквадор, ведь он является гражданином данной страны, и должен предстать перед правосудием.
Ленин Морено также подтвердил отсутствие у него личного интереса к делу Рафаэля Корреа. По его словам, его не интересует, будет ли Корреа осужден или нет, но Морено выразил надежду, что он не виноват.
Сам Корреа полагает, что привлечён к процессу без каких-либо доказательств, и выступил с официальными заявлениями в международных и региональных СМИ о заговоре против него. В ответ на выступления экс-лидера Морено сравнил Корреа с известным мексиканским наркобароном Хоакином Гусманом Лоэрой по прозвищу Коротышка, который был экстрадирован в США. Ленин Морено отметил, что относительно аргументации, что Корреа является политическим заключенным, то же самое может сказать про себя Коротышка Гусман.
Глава ведомства Министерства иностранных дел Эквадора Хосе Валенсия выразил своё беспокойство в отношении высказываний президентов Боливии и Венесуэлы относительно ордера на тюремное заключение для Рафаэля Корреа со стороны эквадорской юстиции. Поэтому, по словам Валенсии, МИД Эквадора в ответ на экстрадицию эквадорских сотрудников с территории Боливии и Венесуэлы выпустил формальные ноты протеста и отозвал их послов, чтобы они дали пояснения по позиции своих правительств в отношении внутренней проблематики Эквадора.
Предстанет ли перед судом Эквадора Рафаэль Корреа, или он будет продолжать искать поддержку у «отцов» левого поворота в Латинской Америке, покажет самое ближайшее время. Однако, на фоне многочисленных коррупционных скандалов в Бразилии и Аргентине, острого политического кризиса в Никарагуа и Венесуэле, возможного переизбрания Эво Моралеса в Боливии, которое противоречит Политической Конституции государства, ордер на арест экс-лидера Эквадора не предстаёт перед глазами мировой общественности как что-то выходящие за рамки понимания. Последние годы продемонстрировали, что идеологи «левого» поворота, которые ещё в начале 2000-х стояли у основ региональных трансформаций, пытаются «из последних сил» хвататься за власть и влияние в регионе. Тем не менее, оппозиционеры не только из «правого» лагеря, но и когда-то их сторонники также хотят получить свою «минуту славы» и уже дышат им в спины. Удастся ли устоять «отцам» левой идеологии в регионе перед натиском институциональных, политических и идейных изменений – самый фундаментальный вопрос избирательного «марафона», начавшегося в Латинской Америке в этом году.