Однозначная победа Наийба Букеле в первом туре президентских выборов в Сальвадоре 3 февраля будто подвела черту под двухпартийной системой, существовавшей в стране после окончания кровавой гражданской войны, в которой жила страна с 1980 по 1992 гг. Таким образом, Сальвадор может войти в число демократических стран во всём мире, где избиратели отворачиваются от политических сил, обеспечивших некую стабильность, но которых при этом обвиняют в бездействии перед лицом решения острых общественных проблем. Что может ожидать Сальвадор с приходом к власти внесистемного кандидата? Какие прогнозы делают международные обозреватели?
В политическом календаре на нынешний 2019 год запланирован рад важных событий регионального масштаба: конституционная реформа на Кубе, выборы в Сальвадоре, Гайане, Панаме, Гватемале, Аргентине, Боливии, Уругвае, Колумбии, Гаити и Доминике, референдумы в Белизе и на Фолклендах. Первая половина года пройдет под знаком выборов в Центральной Америке: 3 февраля в Сальвадоре, 5 мая в Панаме и 16 июня в Гватемале. Во всех трёх странах президентов избирают только на один срок.
Найиб Букеле (исп. – Nayib Armando Bukele Ortez) – молодой консерватор, бывший мэр столицы Сальвадора стал триумфатором прошедшего 3 февраля первого тура президентских выборов. Как отметил кандидат, для его страны это станет историческим днём. Подсчёт бюллетеней показал, что Букеле в общей сложности набрал 53,1 % голосов. А это значит, что второй тур (планируемый на 10 марта) не будет проводиться. Согласно Конституции Республики Сальвадор, если в первом туре ни один из кандидатов не набирает больше 50% голосов, тогда во втором туре участвуют два кандидата, набравшие большее количество голосов. Так как Найибу Букеле удалось перейти 50%-ный порог, второй тур выборов отменяется.
37-летний политик представляет блок «Великого альянса за национальное единство» (исп. – Gran Alianza por la Unidad Nacional, GANA). В своей избирательной кампании основной упор он делал на социальные сети. Найиб Букеле – выходец из числа арабских иммигрантов, сын мусульманского имама из палестинской общины, смог сделать неплохую карьеру бизнесмена. Затем, под знамёнами «Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марди», ФНОФМ (исп. – Frente Farabundo Martí para la Liberación Nacional, FMLN), находившегося у власти около 10 лет в этой центральноамериканской стране вплоть до сегодняшнего дня, он сначала стал мэром города Нуэво-Кускатлана, а в 2015 году был избран главой администрации столицы страны.
Но затем отношения с «партией власти» были испорчены. В 2016 году Букеле был исключён из рядов «фронта», а его представители демонстративно отказались от постов в городской мэрии. Но, как оказалось, это только помогло в дальнейшем молодому политику. Он создал своё движение, а затем присоединился к правоцентристскому «Великому альянсу за национальное единство», третьей по влиянию партии в Сальвадоре. Главным лозунгом его предвыборной кампании стала фраза: «Мы не позволим, чтобы нами управляли те же. Мы вскоре перепишем историю». Уставшие от затянувшегося 10-летнего «левого» (тем не менее умеренного) эксперимента и не особенно доверчивые к консерваторам-националистам сальвадорские избиратели 3 февраля отдали «в руки» Букеле и его партии с весьма претенциозным названием явный мандат на управление.
Остальные три кандидата существенно отстали от фаворита гонки. Кандидат от правящей левой партии «ФНОФМ» Уго Мартинес (исп. – Hugo Roger Martínez Bonilla) набрал 14,4 % голосов. Кандидат партии правоцентристов «Новая страна» (исп. – Nuevo país) Карлос Кальеха (исп. – Juan Carlos Calleja Hakker) набрал 31,7% %, а Хосуэ Альварадо (исп. – Josué Alvarado Flores) от центристской партии «Давайте» (исп. – VAMOS) – 0,8 %.
Инаугурация нового 67-го президента Сальвадора запланирована на 1 июня. Нынешние президент Сальвадор Санчес Серен (исп. – Salvador Sánchez Cerén), с псевдонимом Леонель Гонсалес, и вице-президент Оскар Ортис (исп. – Óscar Samuel Ortiz Ascencio) – ветераны Гражданской войны (1979-1992 гг.), старые партизаны из партии «ФНОФМ». Кандидат от «фронтовиков» на выборах в этом году – Уго Мартинес, экс-министр иностранных дел и экс-генсек Центральноамериканской интеграционной системы.
После завершения гражданской войны в конце 1980-х, «ФНОФМ» смог стать вполне легальным и оформиться в единую политическую партию, которая на долгий период была самой влиятельной «левой» политической силой в стране. Но «фронтовики» смогли прийти к власти лишь в 2009 году на волне «левого поворота» в Латинской Америке. Через пять лет президентом страны был снова избран кандидат «ФНОФМ» Сальвадор Санчес Серен.
Стоит отметить, что внутренняя политика сальвадорских «левых» была не слишком радикальной и её скорее можно охарактеризовать как реформистскую социалистическую линию. Главным приоритетом администраций «ФНОФМ» в течение последнего десятилетия было объявлено преодоление порога бедности. Хотя если частично в данной сфере были достигнуты определённые успехи (реализация доступа наиболее обездоленных граждан к медицине, электроэнергии и социальному жилью), то кардинальных изменений «к лучшему» не произошло. Согласно официальным данным, и сегодня более 35% населения живёт за чертой бедности.
Однако, многие политические обозреватели полагают, что главным показателем малой эффективности внутренней политики правительства «левых» стал высокий уровень организованной преступности в стране. Криминальная обстановка была и прежде, при консервативных правительствах, но ведь «ФНОФМ» обещал искоренить эту острую социальную проблему. Как отмечают латиноамериканские журналисты, Сальвадор продолжает оставаться одной из самых небезопасных стран Латинской Америки, наряду с Гватемалой и Гондурасом. В 2018 г. в стране было зафиксировано более 50 убийств на каждые сто тысяч человек, а криминальные банды, объединяющие сотни молодых бойцов, «творят» полный беспредел в сальвадорских городах и сельской местности.
Кроме того, не только внутренняя, но и внешняя политика действующего правительства не стала радикальной. Сальвадор не примкнул к «боливарианской оси», ведущим торговым партнёром страны и в годы «левых» оставались США (47% экспорта приходятся именно на США), экономика Сальвадора в сильной степени до сих пор «долларизована», и именно Вашингтон через «План для процветания Центральной Америки» «спонсирует» различные сальвадорские государственные программы. Хотя вместе с тем, президент Санчес Серен оказался одним из немногих латиноамериканских лидеров, которые открыто встали на сторону Николаса Мадуро (исп. – Nicolás Maduro Moros) в текущей стадии внутривенесуэльского кризиса.
В итоге рейтинг политической поддержки бывших «левых» партизан постепенно падал. В 2018 году на законодательных выборах «ФНОФМ» потерпел достаточно «болезненное» поражение. Но 3 февраля в Сальвадоре произошло то, что уже можно квалифицировать как исторический провал «левых». Удастся ли избранному президенту Букеле поменять ход истории, покажут уже с 1 июня первые шаги его администрации. Однако, как полагает ряд международных обозревателей, новому лидеру достанется «тяжёлое» политическое наследство.