Известный чилийский политик, философ и кинематографист Марко Энрикес-Оминами о Кубе, Латинской Америке и своем документальном фильме “Латинская Америка: Гигант в смятении”, премьера которого состоялась в Санкт-Петербурге в рамках фотовыставки ¡Viva Cuba Viva? в пространстве АРХКЛУБа (Севкабель Порт).
Оксана Катышева: Прежде всего, позвольте поприветствовать Вас в Санкт-Петербурге, непосредственно на нашей фотовыставке ¡Viva Cuba Viva? К 500-летию Гаваны. Каковы ваши впечатления от увиденного? Вам хорошо знакомы реалии современной Кубы и у вас, безусловно, есть собственный образ Гаваны. Раскрывает ли экспозиция характер кубинской столицы и ее жителей?
Марко Энрикес-Оминами: Да, это прекрасная иллюстрация жизни Гаваны, городской, повседневной, религиозной, культурной и семейной жизни. Чудесная. Я хорошо знаю Гавану. Она меня восхищает. Я был в этом городе много раз и ребенком, и взрослым. Прекрасные фотографии от трех талантливых фотографов.
О.К.: Как бы вы оценили политические трансформации, которые переживает Куба сегодня? Какое это имеет значение для Латинской Америки?
М.Э.-О.: Я думаю, что Куба играла и играет важнейшую роль в политической истории Латинской Америки, оказывая влияние на ее демократической системы, прогрессистские проекты, ее противоречия и проблемы. Латинская Америка всегда имела крайне сложные отношения с Соединённым Штатами, и именно Куба была на передовой этого противостояния, маленький остров, находящийся в нескольких минутах лету от США. Все это делает Кубу «особенной» и сложной. Для левых континентальной части Латинской Америки Куба является колыбелью революционного марксистского проекта, который стал источником вдохновения для множества движений во многих странах.
О.К.: А что в целом вы можете сказать о ситуации в регионе? Затянувшийся кризис в Венесуэле, недавний политический кризис в Перу, отставка Моралеса в Боливии, протесты в Колумбии, Эквадоре, Чили… Латинская Америка снова и снова подтверждает славу «бурлящего континента». Почему так происходит?
М.Э.-О.: Латинская Америка – это континент, который столкнулся со множеством проблем, обретя независимость. Это континент бывших колоний, но также континент, где существующие модели политического и экономического развития обладают рядом преимуществ и недостатков. Именно эти недостатки могут объяснить текущую ситуацию в Латинской Америке.
Во-первых, на континенте по-прежнему доминирует сырьевой экспорт без добавленной стоимости: мясо – в Аргентине и Парагвае, медь – в Чили и Перу, нефть – в Эквадоре и Венесуэле, газ – в Боливии. Во всех случаях речь идет об экспортно-сырьевой модели развития. И вдобавок экономики этих стран являются не взаимодополняющими, а конкурирующими между собой.
Во-вторых, демократическая институционализация дорого обошлась Латинской Америке. То, что произошло в Бразилии с Дилмой Руссефф, в Эквадоре, Боливии, Чили, Венесуэле – все это институциональные кризисы.
В-третьих, роль Соединённых Штатов, которые стали серьезным дестабилизирующим фактором из-за активной интервенционистской политики, проводимой американским правительством.
Как вы справедливо отмечаете, это «бурлящий континент», континент, который испытывает трудности, но который пережил период процветания как раз при прогрессивистах, а не при консервативных правительствах последних двух-трех лет. Эти три пункта все объясняют. Но стоит также обозначить и четвёртый, а именно то, что уровень бедности в Латинской Америки снизился очень быстро, в результате чего выросла доля среднего класса. И этот средний класс имел надежды и чаяния, которые, возможно, прогрессистские правительства не смогли понять.
О.К.: Давайте подробнее остановимся на ситуации в Чили. Ответом на прошлогодние массовые манифестации стала подготовка национального референдума относительно будущего Конституции страны. Плебисцит пройдет уже в апреле. Как вы оцениваете его перспективы? Каков ваш личный взгляд на проблему реформирования Конституции Чили?
М.Э.-О.: Чилийская экономика слабо диверсифицирована, отличается низким уровнем заработной платы и экспортирует три продукта: лосось, медь и древесина. И этим объясняется, почему в условиях высокого уровня неравенства, значительная часть населения испытывает недовольство и усталость. В результате начались уличные протесты, отличавшиеся особой жестокостью, вплоть до насилия. И лучшим выходом из ситуации, пусть далеко не идеальным, но приемлемым, стал запланированный на апрель плебисцит, первый в истории Чили. Мы будем решать судьбу Конституции, нашего основного закона. Знаменательный, исторический, невероятный момент. Но не лишенный проблем. Потому что президент-консерватор выступает против плебисцита, а общество справедливо полагает, что изменение Конституции не является синонимом процветания.
О.К.: Какое значение вы придаете своей работе в рамках группы Пуэблы, созданной в прошлом году при вашем непосредственном участии? Как бы вы охарактеризовали цели этого объединения?
М.Э.-О.: Группа Пуэблы – это объединение свободных мужчин и женщин, готовых к диалогу, представляющих себя, а не партии. Прогресcистское объединение левоцентристов. Мы договорились собираться трижды в год для обсуждения проблем прогрессизма.
Первая учредительная встреча прошла в городе Пуэбла. В первой встрече приняли участие 30 лидеров из 10 стран. Мы договорились, главным образом, о продолжении работы над снижением влияния судебных инстанций на развитие прогрессистских политических проектов. Также мы договорились сформулировать конкретные предложения по углублению региональной интеграции.
На второй встрече, которая проходила в Буэнос-Айресе при участии президента Аргентины Альберто Фернандеса, присутствовали уже 40 человек из 13 стран. Мы сделали большой шаг вперед в разработке предложения по сближению стран Латинской Америки, которое заключается в работе многочисленных региональных многосторонних площадок: АЛБА, УНАСУР, МЕРКОСУР, ПРОСУР, группа Лимы. Группа де Пуэбла продвигает идею о том, что «вместе мы достигнем большего», и что Латинская Америка должна объединиться в условиях китайско-американской торговая война, перед лицом такого сложного торгово-политического партнером как Европа, ради расширения торговых связей между странами региона, но прежде всего, ради мира.
О.К.: Стоит отметить, что ваш документальный фильм «Латинская Америка: Гигант в смятении» был с интересом встречен аудиторией в Санкт-Петербурге, но отдельные моменты на фоне текущей политической ситуации в регионе утратили актуальность. Как бы вы это прокомментировали? Свидетельствует ли логика развития событий в пользу тех или иных героев вашей киноленты? Есть ли в ваших планах идеи или проекты, связанные с Россией и российскими партнерами?
М.Э.-О.: Произошло много событий. Был освобожден экс-президент Бразилии Лула, получивший срок незаконно. Это случилось в то же время, когда мы стали свидетелями государственного переворота и свержения Эво Моралеса, демократически избранного в соответствии с Конституцией президента. И далее в аргентинское правительство вернулись прогрессисты.
Фильм отражает мой субъективный поиск. Я автор и не стремился быть объективным. Мое видение проблем Латинской Америки и причин, по которым в своем развитии она сталкивается с такими трудностями. Нам бы хотелось, чтобы фильм посмотрело как можно больше людей, в том числе и в России. Также, как член группы Пуэблы я понимаю необходимость убрать идеологию из отношений, сделать их более политическими, и таким образом содействовать установлению братских и партнерских отношений с другими странами, в том числе с Россией и ее лидерами.
Аудиоверсия интервью доступна здесь.