Image default
Новости Политика

Возрождение демократии и крах социализма?

618 338 Populismo

В последние два года дискуссии о закате «левых» режимов в Латинской Америке стали одной из самых обсуждаемых тем в регионе. Ряд международных обозревателей отмечает, что с 2016 г. в латиноамериканских странах стремительно начался период, характеризующийся завершением длительного политического цикла. Этот этап начался с приходом к власти в Венесуэле Уго Чавеса (в 1999 г.) и затем охватил многие государства Латинской Америки. Политологи называют этот цикл «левым поворотом». Кстати, окончание политического периода в государствах региона по времени наложилось с завершением экономического цикла, когда после успешного финансового периода (2003-2013 гг.), наступила новая эра, отмеченная падением темпов роста. Некоторые ведущие экономисты главной причиной нынешних трудностей латиноамериканских стран видят нарастание кризисных явлений в мировой экономике и окончание в 2013 году периода так называемого «золотого десятилетия», отличающегося высокими ценами на энергоносители, в первую очередь – в Китае. Какой цикл пришёл на смену прошлому? И каковы перспективы «левых» режимов в регионе?

25 февраля в колумбийской столице Боготе на заседании «Группы Лимы» (исп. – Grupo de Lima) вице-президент США Майкл Пенс (англ. – Michael Richard Pence) в своём выступлении заявил, что Латинская Америка переживает в настоящее время возрождение демократии и уход в прошлое социалистической модели развития. Также он назвал президента Венесуэлы Николаса Мадуро (исп. – Nicolás Maduro Moros) «тираном в Каракасе» и «марионеткой кубинцев». По мнению Пенса, сложившаяся на сегодняшний день ситуация в Венесуэле представляет собой «переход от тирании к свободе».

vza colombia eeuu.jpg 258117318

Так называемая «Группа Лимы» является неформальным идеологическим объединением ряда государств Северной и Южной Америки. Этот блок был основан 8 августа 2017 года в столице Перу (г. Лима), где представители 12 стран (Аргентина, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Панама, Парагвай, Перу и Чили) подписали совместную декларацию о непризнании Конституционной ассамблеи Венесуэлы, созванной по инициативе президента Николаса Мадуро без проведения предварительного референдума. Впоследствии к группе присоединились Гайана и Сент-Люсия. После прихода к власти Андреса Мануэля Лопеса Обрадора (исп. – Andrés Manuel López Obrador) в декабре 2018 г., новое мексиканское правительство заявило о выходе Мексики из «Группы Лимы» по идейным соображениям.

Неформальное объединение «Группа Лимы» на сегодняшний день является одним из ярких примеров заката «левых» режимов в Латинской Америке. Данный блок объединил новые «правые» правительства, которым удалось взять реванш в последние два года. Почему «левые» режимы терпят поражение в странах региона? Какие факторы повлияли на их стремительный расцвет?

pablovirgilibenitez 20160531 1142 image content 23491584 20150526210417

Кризис неолиберальной модели пришёлся на середину 90-х годов. Тогда три крупнейших экономики Латинской Америки столкнулись с периодом стагнации (мексиканская в 1994 г., бразильская в 1999 г., аргентинская в 2001-2002 гг.). В этот непростой для латиноамериканских государств период оттесненные на задний план «левые» боролись, и им вновь удалось перехватить инициативу на выборах Уго Чавеса (исп. – Hugo Rafael Chávez Frías) в Венесуэле в 1998 г., Лулы да Силвы (порт. – Luiz Inácio Lula da Silva) в Бразилии в 2002 г., Нестора Киршнера (исп. – Néstor Carlos Kirchner​) в Аргентине в 2003 г., Табаре Васкеса (исп. – Tabaré Ramón Vázquez Rosas) в Уругвае в 2004 г., Эво Моралеса (исп. – Juan Evo Morales Ayma) в Боливии в 2005 г., Рафаэля Корреа (исп. – Rafael Vicente Correa) в Эквадоре в 2006 г. После такой блистательной победы «левых» началась борьба с бедностью и нищетой на континенте с самым высоким показателем неравенства на планете. Пришедшим к власти в это время правительствам досталось непростое наследие: десятилетние рецессии, социальное неравенство, политическая недоразвитость.

За несколько лет вышеупомянутым государствам удалось достигнуть быстрых темпов экономического роста, политической стабильности, сокращения уровня бедности, даже несмотря на глобальный экономический кризис, связанный с завершением мирового «сырьевого» цикла, и рост неравенства в мире. В течение десяти лет каждая из этих стран смогла продемонстрировать достойные показатели роста и распределения доходов. В это время на мировой политической арене появились такие лидеры, как Уго Чавес, Лула да Силва, Нестор и Кристина Киршнер, Хосе Мухика (известный как Пепе) (исп. – José Alberto «Pepe» Mujica), Эво Моралес и Рафаэль Корреа.

В начале 2000-х гг. «правые» также разыграли свою партию в Мексике и Перу, но не достигли весомого успеха. Когда экономика этих стран демонстрировала рост темпов развития, социальные показатели не улучшались. Лидеры сменялись один за другим, теряя свои позиции, популярность и политическую репутацию.

0000

Стоит отметить, что лидерам «левой» волны впервые в истории удалось укоренить процессы региональной интеграции в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Причём эти процессы происходили относительно независимо от США. Таким образом, данные правительства смогли выступить в качестве мировой оси «левых» сил всего мира в XXI веке, и это затронуло даже такие новые европейские «левые» силы, как партии «Сириза» (греч. – Syriza) в Греции и «Подемос» (исп. – Podemos) в Испании.

Однако, несмотря на видимые результаты «левого» движения в регионе, в настоящее время большинство из этих стран переживают кризис. Как отмечает ряд аналитиков, закат латиноамериканских «левых» начался с коррупционного скандала в Бразилии, который привёл к импичменту Дилмы Русеф (порт. – Dilma Vana Rousseff) в 2016 г. Ведь Бразилия на протяжении последнего десятилетия смогла стать крупнейшей экономикой региона и главном «форватором» южноамериканских интеграционных процессов. Внутриполитические события 2013 – 2016 гг. в этом государстве продемонстрировали необходимость срочного решения целого ряда проблем, которые накопились в финансово-экономической и внутриполитической сферах.

dilma visita fidel

Бразильский кризис «потянул» за собой и другие латиноамериканские страны, продемонстрировав несостоятельность «левых» режимов противостоять новым социальным и экономическим вызовам. К концу первого десятилетия XXI века весьма очевидно проявилось то, что Бразилия, как и большинство других ведущих стран латиноамериканского региона, вступают в новый этап своей истории, детали которого довольно сложно предугадать в современных условиях. В свою очередь, «правым» приходит на ум лишь консервативные и репрессивные пути выхода из кризиса. Ярким примером является новое правительство Маурисио Макри (исп. – Mauricio Macri) в Аргентине и «ультраправый» лидер Жаир Болсонару (порт. – Jair Messias Bolsonaro) в Бразилии.

Сложившаяся ситуация в Венесуэле стала будто одним из последних политических аккордов в судьбе «левых» в регионе. Будущее Латинской Америки в начале нового цикла будет зависеть от того, как разрешится спор между пост-неолиберальными правительствами и новыми неолиберальными планами восстановления экономики. Сегодня решение венесуэльского кризиса представляется одной из главных задач не только регионального, но и мирового масштаба. Смогут ли устоять оставшиеся «левые» в Латинской Америке, покажут сразу несколько событий, самыми ключевыми из которых станут: президентские выборы в Боливии 20 октября текущего года, первые шаги мексиканского правительства Андреса Лопеса Обрадора и, конечно, возможности «чавистов» остаться в политической «обойме» в Венесуэле.

Populismo principal

You may also like

guest

0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments

By using our website you're confirming that you're happy to accept our use of cookies, IP adresses and other data to help us make the site more convenient for you. OK Read more

56296633
UA-134371625-1