В условиях, когда временные трудности на фоне пандемии требуют незапланированных финансовых вливаний, мексиканский туристический сектор продолжает искать решения проблемы, которая уже приобрела стабильный характер.
Канкун (Cancún) и Ривьера Майя (Riviera Maya), наиболее популярные курорты мексиканского штата Кинтана-Роо (Quintana Roo), стали набирать популярность в конце 80-х и долгое время славились белоснежной линией берега и лазурными оттенками морских волн. Но в 2015 году туристический сектор столкнулся с масштабной проблемой биологического характера и по сей день ищет её решение — пляжи заполонили бурые водоросли — саргассы (Sargassum). Выброшенные на берег, они разлагаются, окрашивают прибрежные воды в коричневый цвет, выбрасывают сероводород и источают неприятный запах. В пиковые периоды, когда саргассы плотным слоем лежат на берегу и охватывают морскую поверхность на пару десятков метров, коммунальные службы не справляются с уборкой, а доступ к морю невозможен. Это приводит к ощутимым потерям туристического сектора: так, в 2018 выручка отелей сокращалась на 40%–60% в зависимости от расположения относительно потоков перемещения водорослей. В 2019 году туристы также пересматривали свои планы на отдых, что привело к снижению заполняемости отелей на 10%–12%. Судить о показателях 2020 году затруднительно на фоне пандемии и связанных с ней ограничений.
Бурное размножение и перемещения бурых водорослей привлекают внимание учёных, однако единого мнения в отношении причин этих процессов до сих пор нет. Сами по себе саргассовые водоросли давно изучены и были впервые описаны ещё Колумбом в XV веке. Именно этим водорослям обязано своим названием Саргассово море – зона их максимальной концентрации. Саргассы формируют плавучие скопления — настоящие морские экосистемы, — которые поддерживают жизнь биологических видов: от моллюсков и морских коньков до крупных обитателей мирового океана, черепах, акул и кашалотов.
Существует ряд гипотез относительно аномального обилия саргассовых водорослей в Карибском бассейне, рост которых активизировался еще в 2011 году. Среди причин выделяют как последствия промышленной деятельности, так и исключительно природные факторы. Повышение температуры мирового океана, отклонения морских течений и движения воздушных масс – основные опорные точки сторонников естественных факторов проблемы появления саргассов. Среди обоснований техногенного характера версии варьируются: повышение концентрации удобрений и питательных веществ в сельскохозяйственных стоках Амазонки, вырубка тропических лесов, загрязнение рек региона промышленными и органическими отходами, а также разлив нефти после аварии на буровой платформе Deepwater Horizon компании British Petroleum в 2010 году.
Кроме того, размножение саргассовых водорослей имеет свои циклы и сезонность: наблюдения подтверждают, что максимальная активность проявляется в теплое время года с апреля по август, но не позволяют делать точных прогнозов. В разные годы масштаб бедствия и убытков туриндустрии варьировался, а основные пики пришлись на 2015 и 2018 год. Региональные власти и местный бизнес вынуждены бороться с проблемой в ручном режиме, руководствуясь данными краткосрочного мониторинга и продолжая поиск эффективных решений.
Непредсказуемое «саргассовое явление» не могло не отразиться на показателях туристической отрасли мексиканских Карибов, причем не только в годы больших выбросов водорослей на берег. Всё больше туристов пересматривают свои планы на отдых в Мексике, делая выбор в пользу альтернативных опций на тихоокеанском побережье. Эксперты финансовой группы BBVA отмечают повышение коммерческой активности и туристического потока в таких городах, как Лос-Кабос (Los Cabos), Росарито (Rosarito), Манзанийо (Manzanillo), Пуэрто-Вайарта (Puerto Vallarta) и Икстапа (Ixtapa). В условиях, когда экономические показатели туристического сектора штата Кинтана-Роо (Quintana Roo) на протяжении последних трёх лет упорно снижаются на 4–6 пунктов ежегодно, в этих курортных зонах отмечается стабильный рост в диапазоне 3%–4% даже на фоне снижения средних цен на гостиничные и сопутствующие услуги.
Несмотря на то, что в структуре национального ВВП доходы от туризма составляют весомые 9%, федеральный центр не предлагает системных решений экологической проблемы, даже при объективной связи уровня благосостояния отдельных районов с показателями туристической отрасли. К примеру, экономика штата Кинтана-Роо (Quintana Roo), наиболее пострадавшего от нашествия саргассов, напрямую зависит от стабильности туристических потоков: около 40% рабочих мест сконцентрированы в сфере обслуживания отдыхающих, которые обеспечивают свыше 50% поступлений в региональный бюджет. В этих условиях власти штата вынуждены самостоятельно бороться с проблемой, поскольку единовременная поддержка из Мехико в 2015 и 2018 смогла покрыть лишь 10% расходов на уборку и вывоз 550 млн. тонн водорослей, выброшенных на берег в эти периоды.
Основные способы, которые применяются в борьбе за сохранение чистоты пляжей Канкуна и Ривьеры Майя, — установка специальных барьеров в прибрежной зоне и регулярная уборка, однако, очевидно, что они направлены на устранение последствий, а не причин проблемы. Кроме того, появляются инициативы по использованию саргассов для производства биопластика, однако экономическая эффективность этих проектов остается сомнительной, учитывая капитальные расходы на оборудование перерабатывающих комплексов и невозможность прогнозировать годовые объемы поступления «сырья».
Очевидно, что «саргассовая аномалия» касается не только Мексики и, являясь комплексной экологической проблемой, требует объединения усилий властей, научных кругов и бизнеса стран за пределами акватории Карибского бассейна. По оценкам океанологов, последствия бурного распространения этого биологического вида могут коснуться как стран американского континента, так и западного побережья Африки, внося свои коррективы в хозяйственную деятельность.